Ягодка

Смешанная (первая младшая группа  (3 год жизни) и вторая младшая группа  (4 год жизни)

Режим работы: 7.30-19.30

Воспитатели: Зыкова Христина Николаевна, Шнякова Виктория Андреевна 

Именно в этот период ребенок продолжает довольно интенсивно развиваться физически, хотя и медленнее по сравнению с предыдущим годом.

Происходит интенсивное нервно-психическое развитие. Самые заметные изменения в психике ребенка происходят за счет дальнейшего формирования речи. Словарь малыша в этом возрасте увеличивается в 3 – 4 раза по сравнению с предыдущим периодом, изменяясь не только количественно, но и качественно. Дети начинают употреблять все части речи, почти исчезают облегченные формы слов, а также не правильно произносимые слова.

Дети воспринимают предметы, явления окружающей действительности, не изолированно, а пытаются установить между ними прочную взаимосвязь, улавливают их свойства, сравнивают, сопоставляют; развивается речь и мышление.

На протяжении 3 года ребенок овладевает разнообразными представлениями и понятиями об окружающем его мире. Он знает уже свойства и назначения многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе.

Происходит дальнейшее сенсорное развитие. Претерпевает значительные изменения ориентировочно-познавательная деятельность ребенка.

Если же малыш не задает вопросов надо его побуждать к этому, создавать соответствующие ситуации.

Деятельность ребенка на 3 году жизни становится сложной и своеобразной: предметная деятельность. Сюжетные игры, наблюдения, рассматривание картинок, элементы трудовой деятельность, игры со строительными материалами, лепка и рисование. Все эти виды деятельности имеют значение для развития умственной деятельности. Новым в развитии ребенка 3 года жизни является то, что он, прежде чем начать действовать, заранее определяет цель, т.е. в деятельности детей этого возраста появляются элементы планирования.
Ребенок начинает овладевать совершенно новым видом деятельности – рисование, лепка. Характерно для детей этого возраста проявление эстетических чувств, на развитие которых надо обращать особое внимание, особенно полезна классическая музыка в соответствующей обработке «Волшебные голоса природы».

Самое главное – помочь малышу в его развитии быть рядом с ним в моменты открытий, научить его познавать мир.

В развитии ребенка третьего года жизни главной фигурой является взрослый, ибо дети во многом еще зависят от него.

Маленькие дети не могут познавать мир, если взрослые не объясняют им постоянно смысл того, что они видят, слышат и т.д. Называйте предметы, описывайте и объясняйте ребенку происходящие события.

Без помощи взрослого ребенок еще не может справиться и со многими бытовыми проблемами. Например, он может самостоятельно раздеться, но одевание удается не каждому и не всегда. Самостоятельно есть ложкой многие уже могут, а разрезать котлетку, картофелину еще не умеют. Столь же трудны и некоторые моменты туалета. Помогайте ребенку в решении бытовых проблем. Тем самым вы создаете у него чувство уверенности и защищенности — основу психологического комфорта.

В своих маленьких делах ребенок часто попадает в трудные и неприятные ситуации: то больно коленку ушиб, то мяч закатился — не достать, то сверстник отнял лопатку и не отдает или сердитая собака бежит навстречу, во всех случаях ребенок ищет помощи, сочувствия, защиты и может найти их только у взрослого.

Ребенок, как и любой человек, нуждается в поддержке и одобрении своих маленьких начинаний и свершений. Ему неоткуда ждать понимания и похвалы, кроме как от взрослого. Ребенку третьего года жизни необходимо знать и чувствовать, что взрослый всегда готов ему помочь, поддержать и защитить. Всегда выражайте эмоциональное сопереживание, сочувствие детям. Одобряйте каждое их самостоятельное начинание, стремление сделать что-то без посторонней помощи, по собственному замыслу.

Ключ к самоуважению ребенка этого возраста — продолжительные контакты с любящими взрослыми. Дети начинают ценить себя, если их ценят другие. Сделайте уважение к ребенку нормой жизни. Если взрослые действительно относятся к детям с уважением и выражают его четко и постоянно, дети быстро усваивают границы желательного и нежелательного поведения.

Несмотря на то, что ребенок внутренне рассчитывает на поддержку и помощь со стороны взрослых, он в то же время отстаивает себя как субъекта, независимого от других. Внутренний мир детей этого возраста наполнен противоречивыми чувствами зависимости и независимости, уверенности и сомнения, самоуважения и смущения, страха и всемогущества, враждебности и сильной любви, гнева и мягкости, инициативы и пассивности. Малыши борются за независимость и уважение к себе и все же нуждаются в направлении и поддержке.

Дети нуждаются в том, чтобы им предоставили возможность осуществить выбор, но в то же время они должны чувствовать, что их призывают к дисциплине такими способами, которые не затрагивают их достоинства. Устанавливайте простые и понятные каждому ребенку нормы жизни, которые обеспечивают безопасность и защиту каждого.

Двухлетние дети испытывают большой интерес к окружающим их предметам. Первое направление освоения мира предметов связано у них с формированием начальной орудийной деятельности. Малыш учится правильно пользоваться ложкой и вилкой, а к трем годам ему можно дать и ножик, предлагая для начала разрезать отварную картофелину, сырник, котлетку. Он самостоятельно пьет из чашечки.

В ходе формирования навыков самообслуживания ребенок осваивает расческу и зубную щетку, учится правильно намыливать руки и вытирать их полотенцем.

В играх с песком малыш учится копать лопаткой, использовать по назначению грабельки, насыпать песок совочком в ведерко или формочку.

Дети с удовольствием повторяют за взрослыми действия с различными орудиями и инструментами: пробуют стучать молоточком, закручивать шурупы отверткой, пользоваться гаечным ключом.

Аналогично маленький помощник в этом возрасте тянется к венику или метле, хочет, как взрослый, мыть посуду, участвовать в изготовлении печенья с помощью формочек или лепке сырником. Во всех случаях объектом, за который «цепляется» внимание ребенка, становится какое-то орудие труда.

Для развития орудийной деятельности необходимо иметь разнообразные игрушки, имитирующие взрослые орудии труда. На глазах детей следует как можно чаще выполнять разнообразные, но несложные и понятные детям трудовые действия, предлагая в них поучаствовать и снабжая малышей необходимым инвентарем. Начальная орудийная деятельность обеспечивает развитие ручной умелости, мелкой моторики, способствует совершенствованию зрительно-двигательной координации, столь необходимых в этом возрасте. Каждое орудие требует выполнения определенных движений и в этом смысле создает поле требований к ребенку. Учась действовать в нем, малыш подготавливается к произвольному контролированию своих движений и действий, которое пока ему не доступно. Овладевая навыками самообслуживания, застегивая пуговицы, развязывая шнурки, ребенок учится выполнять точные, контролируемые движения, которые должны привести к совершение определенному результату. Кроме того, дети чувствуют все большую уверенность в своих силах, поскольку получают опыт воздействия на окружающий мир посредством различных орудий.

Для поддержания ровного положительного эмоционального фона очень важно соблюдение четкого и соответствующего возрастным физиологическим особенностям и ритмам режима.

Восстановлению эмоционального равновесия способствуют игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, игры на коленях, пальчиковые игры и т. п.

С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.

В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.

Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *