Петушок

Режим работы: 7.30-19.30

1 младшая группа (2 — 3 года) 

Воспитатели: Хохлова Анна Андреевна, Батолина Оксана Валентиновна.

Младший воспитатель: Мария Николаевна Титова

Особым событием в жизни малыша является знакомство с детским садом. Новая ситуация социального развития ребенка несомненно положительно сказывается на его достижениях и успехах, но в том случае, если адаптация крохи к детскому саду прошла легко и естественно.

В раннем возрасте наблюдается интенсивное физическое и психическое развитие ребенка, поэтому любые изменения привычной обстановки, новые условия, в которые попадает малыш, могут привести к чрезмерному напряжению жизненных сил, нарушить гармоничность и последовательность развития. Поскольку у ребенка раннего возраста только начинает формироваться эмоциональная сфера — чувства еще весьма неустойчивы, то изменение привычного распорядка часто сопровождается беспокойством, напряженностью, раздражительностью.

Основными критериями, влияющими на характер адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада, выступают следующие.

  1. Особенности его физического состояния. Если ребенок здоров, не был подвержен частым инфекционным заболеваниям, физически развит, то он обладает высокими адаптивными возможностями, его организм легче справится с новыми нагрузками. Четкий распорядок дня малыша в условиях семьи, хороший сон, правильное питание способствуют быстрому привыканию ребенка к детскому саду.
  2. Возраст малыша. Существуют определенные периоды раннего возраста, неблагоприятные для поступления ребенка в детский сад. В возрастные кризисы (1 и 3 года) возникают противоречия между возможностями и потребностями ребенка, провоцирующие напряжение, в результате наблюдаются капризы и раздражение.
  3. Готовность ребенка к предметной деятельности и общению с окружающими. Малышу легче адаптироваться, если он владеет навыками ситуативно-делового общения, готов сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе элементарной игровой деятельности, инициативен, активен, самостоятелен в процессе данного взаимодействия. Если в условиях семьи с ребенком играли мало, преимущество отдавали только эмоциональным контактам, то в детском саду такой ребенок будет испытывать недостаток внимания и чувствовать себя одиноко. Если в семье малыша научили действовать с игрушками, он обладает элементарными обследовательскими умениями, то отвлечься от ситуации разлуки со значимыми взрослыми ему будет значительно легче.
  4. Готовность ребенка сотрудничать со сверстниками. Период раннего возраста является благоприятным для развития положительного отношения малыша к сверстникам. Ребенок, не владеющий умениями устанавливать контакты с другими детьми, не готовый положительно реагировать на желание ровесника поиграть с ним или рядом, взять на время игрушку, тяжелее адаптируется к условиям детского сада.

Период раннего детства — один из самых насыщенных в познавательном аспекте из всех возрастных периодов. Именно в раннем детстве учеными отмечается наиболее прочная связь и зависимость умственного и социального развития от физического состояния и настроения ребенка (например: ухудшение здоровья отражается на отношении к окружающему; снижается восприимчивость, притупляется ориентировочная реакция, дети теряют приобретенные умения: речевые, двигательные, социальные).

На третьем году жизни ребенок продолжает довольно интенсивно развиваться физически, хотя и медленнее по сравнению с предыдущим годом.

Происходит интенсивное нервно-психическое развитие. Самые заметные изменения в психике ребенка происходят за счет дальнейшего формирования речи. Словарь малыша в этом возрасте увеличивается в 3 – 4 раза по сравнению с предыдущим периодом, изменяясь не только количественно, но и качественно. Дети начинают употреблять все части речи, почти исчезают облегченные формы слов, а также не правильно произносимые слова.

Дети воспринимают предметы, явления окружающей действительности, не изолированно, а пытаются установить между ними прочную взаимосвязь, улавливают их свойства, сравнивают, сопоставляют; развивается речь и мышление.

На протяжении 3 года ребенок овладевает разнообразными представлениями и понятиями об окружающем его мире. Он знает уже свойства и назначения многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе.

Происходит дальнейшее сенсорное развитие. Претерпевает значительные изменения ориентировочно-познавательная деятельность ребенка.

Если же малыш не задает вопросов надо его побуждать к этому, создавать соответствующие ситуации.

Деятельность ребенка на 3 году жизни становится сложной и своеобразной: предметная деятельность. Сюжетные игры, наблюдения, рассматривание картинок, элементы трудовой деятельность, игры со строительными материалами, лепка и рисование. Все эти виды деятельности имеют значение для развития умственной деятельности. Новым в развитии ребенка 3 года жизни является то, что он, прежде чем начать действовать, заранее определяет цель, т.е. в деятельности детей этого возраста появляются элементы планирования.
Ребенок начинает овладевать совершенно новым видом деятельности – рисование, лепка. Характерно для детей этого возраста проявление эстетических чувств, на развитие которых надо обращать особое внимание, особенно полезна классическая музыка в соответствующей обработке «Волшебные голоса природы».

Самое главное – помочь малышу в его развитии быть рядом с ним в моменты открытий, научить его познавать мир.

В развитии ребенка третьего года жизни главной фигурой является взрослый, ибо дети во многом еще зависят от него.

Маленькие дети не могут познавать мир, если взрослые не объясняют им постоянно смысл того, что они видят, слышат и т.д. Называйте предметы, описывайте и объясняйте ребенку происходящие события.

Без помощи взрослого ребенок еще не может справиться и со многими бытовыми проблемами. Например, он может самостоятельно раздеться, но одевание удается не каждому и не всегда. Самостоятельно есть ложкой многие уже могут, а разрезать котлетку, картофелину еще не умеют. Столь же трудны и некоторые моменты туалета. Помогайте ребенку в решении бытовых проблем. Тем самым вы создаете у него чувство уверенности и защищенности — основу психологического комфорта.

В своих маленьких делах ребенок часто попадает в трудные и неприятные ситуации: то больно коленку ушиб, то мяч закатился — не достать, то сверстник отнял лопатку и не отдает или сердитая собака бежит навстречу, во всех случаях ребенок ищет помощи, сочувствия, защиты и может найти их только у взрослого.

Ребенок, как и любой человек, нуждается в поддержке и одобрении своих маленьких начинаний и свершений. Ему неоткуда ждать понимания и похвалы, кроме как от взрослого. Ребенку третьего года жизни необходимо знать и чувствовать, что взрослый всегда готов ему помочь, поддержать и защитить. Всегда выражайте эмоциональное сопереживание, сочувствие детям. Одобряйте каждое их самостоятельное начинание, стремление сделать что-то без посторонней помощи, по собственному замыслу.

Ключ к самоуважению ребенка этого возраста — продолжительные контакты с любящими взрослыми. Дети начинают ценить себя, если их ценят другие. Сделайте уважение к ребенку нормой жизни. Если взрослые действительно относятся к детям с уважением и выражают его четко и постоянно, дети быстро усваивают границы желательного и нежелательного поведения.

Несмотря на то, что ребенок внутренне рассчитывает на поддержку и помощь со стороны взрослых, он в то же время отстаивает себя как субъекта, независимого от других. Внутренний мир детей этого возраста наполнен противоречивыми чувствами зависимости и независимости, уверенности и сомнения, самоуважения и смущения, страха и всемогущества, враждебности и сильной любви, гнева и мягкости, инициативы и пассивности. Малыши борются за независимость и уважение к себе и все же нуждаются в направлении и поддержке.

Дети нуждаются в том, чтобы им предоставили возможность осуществить выбор, но в то же время они должны чувствовать, что их призывают к дисциплине такими способами, которые не затрагивают их достоинства. Устанавливайте простые и понятные каждому ребенку нормы жизни, которые обеспечивают безопасность и защиту каждого.

Двухлетние дети испытывают большой интерес к окружающим их предметам. Первое направление освоения мира предметов связано у них с формированием начальной орудийной деятельности. Малыш учится правильно пользоваться ложкой и вилкой, а к трем годам ему можно дать и ножик, предлагая для начала разрезать отварную картофелину, сырник, котлетку. Он самостоятельно пьет из чашечки.

В ходе формирования навыков самообслуживания ребенок осваивает расческу и зубную щетку, учится правильно намыливать руки и вытирать их полотенцем.

В играх с песком малыш учится копать лопаткой, использовать по назначению грабельки, насыпать песок совочком в ведерко или формочку.

Дети с удовольствием повторяют за взрослыми действия с различными орудиями и инструментами: пробуют стучать молоточком, закручивать шурупы отверткой, пользоваться гаечным ключом.

Аналогично маленький помощник в этом возрасте тянется к венику или метле, хочет, как взрослый, мыть посуду, участвовать в изготовлении печенья с помощью формочек или лепке сырником. Во всех случаях объектом, за который «цепляется» внимание ребенка, становится какое-то орудие труда.

Важно помнить, что собственно цели деятельности взрослых ребенок понимает еще не вполне отчетливо. Он стремится в игре всего имитировать само действие с предметами. Для развития орудийной деятельности необходимо иметь разнообразные игрушки, имитирующие взрослые орудии труда. На глазах детей следует как можно чаще выполнять разнообразные, но несложные и понятные детям трудовые действия, предлагая в них поучаствовать и снабжая малышей необходимым инвентарем. Начальная орудийная деятельность обеспечивает развитие ручной умелости, мелкой моторики, способствует совершенствованию зрительно-двигательной координации, столь необходимых в этом возрасте. Каждое орудие требует выполнения определенных движений и в этом смысле создает поле требований к ребенку. Учась действовать в нем, малыш подготавливается к произвольному контролированию своих движений и действий, которое пока ему не доступно. Овладевая навыками самообслуживания, застегивая пуговицы, развязывая шнурки, ребенок учится выполнять точные, контролируемые движения, которые должны привести к совершение определенному результату. Кроме того, дети чувствуют все большую уверенность в своих силах, поскольку получают опыт воздействия на окружающий мир посредством различных орудий.

Для поддержания ровного положительного эмоционального фона очень важно соблюдение четкого и соответствующего возрастным физиологическим особенностям и ритмам режима.

Восстановлению эмоционального равновесия способствуют игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, игры на коленях, пальчиковые игры и т. п.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *